Неудивительно, что история традиционного тайского массажа является неотъемлемой частью истории всего народа Таиланда. Так как на продолжении всей истории развития Таиланд испытывал множественные культурные влияния со стороны соседних государств, тайская медицина испытывала на себе воздействие данных богатых культур.

Основным фактором, определившим направление развития Древнего Сиама (историческое название Таиланда), стало широкое распространение Буддизма. Он проник в Сиам около 2500 лет тому назад из Индии через другие соседние государства Юго-восточной Азии. А вместе с буддистскими идеологиями и их монахами, в Таиланд пришли доктора-практики Аюрведы, которые и познакомили с учениями йоги.

Основа современной тайской системы оздоровления, сформировавшаяся путем слияния тайской медицины и практики Аюрведы, включает в себя:

  • Лечение травами и препаратами растительного происхождения.
  • Традиционный тайский массаж.
  • Практику особой тайской йоги.
  • Аромотерапию и ароматические сауны.
  • Горячие травяные компрессы.
  • Практику «ток сен».
  • Массаж ногами.


«Ток сен» представляет собой экзотическую практику, в которой при помощи специального молотка и деревянной палочки простукиваются энергетические каналы.

Перед проведением массажа ногами мастер, придерживаясь за веревку, окунает стопу в специально подготовленный настой из трав, а затем согревает стопы, прикасаясь к раскаленному металлическому листу.

Основоположником тайского массажа считается индийский лекарь Джива Кумар Бхикку, который также известен под именем Джива Комарпадж. А сами жители Таиланда основателя называют «Доктором Шивака» или «Доктором- Отцом». К тому же он известен как лекарь одного из индийских царей и близкий друг Будды. Не сегодняшний день каждый тайский мастер начинает свою работу с пения мантры, которая посвящается «Доктору-Отцу».

Естественно во времена зарождения тайского массажа не велось никаких дневников и записей, которые бы точно сохранили техники его проведения. Все знания, умения и мастерство передавались из уст в уста из поколения в поколение. Однако сохранились некоторые редкие труды, в которых описываются и священные буддистские тексты и сведения об энергетических линиях и способах терапии.

К сожалению, большинство трудов, хранившихся в древней столице Сиама Айютхая, погибли при нападении бирманцев в 1776 году.

А в 1832 году королем Рама III было приказано высечь в камне все сохранившиеся тексты. А данные камни были помещены в монастырь Ват По в Бангкоке, благодаря этому даже сегодня можно увидеть древние каменные плиты со схемами энергетический линий и основных точек.

Именно поэтому на сегодняшний день Школа тайского массажа монастыря Ват По является самой известной и авторитетной, которую принято называть «Южной Школой» тайского массажа ( это относится ко всем школам данного региона).

Вторым известным Центром тайского массажа является город Чианг Май, который получил название «северной столицы» Таиланда. Здесь активно развивается практика тайского массажа, работают множество школ, в которых обучаются и тайские, и иностранные массажисты.

Мастера предпочитают работать со студентами с высоким уровнем, поэтому западные массажисты из всех сил стараются поддерживать необходимый уровень мастерство и не огорчать лучший тайских мастеров.

Конечно же, многие современные мастера тайского массажа привносят в основные техники свое видение и обогащают практику новыми приемами.

Отметим, что в Южной школе акцент делается на использование жесткой и даже болезненной пальцевой работы с энергетическими каналами.

А в Северной школе больше внимания уделяется мягким скручивающим и растягивающим приемам, больше приближенных к искусству йоги.

Именно благодаря этому тайский массаж и получил на Западе название «йога-массаж».